ГИКЭ

Проблема охраны памятников.

Обложка статьи Проблема охраны памятников

Не смотря на то, что сфера охраны памятников с 2002 года регулируется 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…», до сих пор есть вопросы методического обеспечения подзаконных актов – именно по этим причинам чаще всего и происходят разногласия.

Согласно 73-ФЗ, одним из основных инструментов в работе с памятниками является государственная историко-культурная экспертиза.

Однако, по словам экспертов, в СЗФО правоприменительная практика и целенаправленная работа с экспертизами практически не велась до 2009 года. В 2009 году вышло Постановление Правительства № 569 о порядке проведения государственных историко-культурных экспертиз и дело сдвинулось с мертвой точки.

Стали проходить экспертизы, связанные с выявлением, определением статуса, предметов охраны и границ объектов культурного наследия, а также экспертизы, связанные с определением законности и оценкой качества разработанной проектной документации по обеспечению сохранности памятников. И очень быстро сформировался круг вопросов, по которым нет однозначных ответов.

Например, в том же 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…» есть статья 5.1, запрещающая увеличивать объемнопространственные характеристики объектов капитального строительства, расположенных на территории памятника. Органы охраны памятников, эксперты, архитекторы и инвесторы, по крайней мере, в Петербурге, понимают эту статью по-разному. В Градостроительном кодексе и других нормативных документах есть такое определение, как «габариты объекта». Но что такое объемнопространственные характеристики, нигде не поясняется. Например, есть одноэтажное здание с двускатной крышей. Само оно не памятник, но находится на территории объекта культурного наследия. Устройство в нем подвала никак не повлияет на внешний облик, но изменит его объем. Чиновники по этой причине заключают, что устройство подвала недопустимо, хотя все понимают, что это абсурд. И подобных примеров множество.

Есть также и вопросы трактовки закона, начиная от определения ценности исторического объекта, предмета охраны, его границ и т.д., и заканчивая анализом проектной документации, предусматривающей реставрацию и приспособление объекта под новые функции. У экспертов одно мнение, у органов охраны памятников в регионе – другое, а у федеральной власти – третье. Системные проблемы в разночтении законодательства усложняют и затягивают как проведение экспертизы, так и реализацию самого проекта, а иногда и вовсе приводят к отказу от его воплощения.

По нашему мнению, сегодня в первую очередь необходимо улучшить качество и эффективность работ, связанных с сохранением памятников. Качество выражается как в уменьшении числа градостроительных и проектных ошибок, так и в сокращении сроков проведения экспертизы, временные затраты на которую могут стать ключевым фактором при реализации проекта. Необходимо выработать системный, обобщенный и целенаправленный подход.