ГИКЭ

Необходимый уровень квалификации для ГИКЭ.

Обложка для статьи Проведение государственной историко-культурной экспертизы

Определение ГИКЭ, ее цели и объекты, а также принципы проведения, были отражены в 2002 г. в Федеральном законе 73 –ФЗ “об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ”. Непосредственно документ, детально регламентирующий проведение ГИКЭ, ее форму, порядок проведения, выдачи заключения и рассмотрения в гос. органах, а также требования к лицам, которые могут привлекаться в качестве экспертов, появился в виде «Положения о государственной историко-культурной экспертизе» № 569 от 15.07.2009 г. (с изменениями на 9 июня 2015), по результатам его утверждения Постановлением правительства РФ.

На сегодняшний день, ГИКЭ является неотъемлемой составной частью общего процесса работ по сохранению объектов культурного наследия. На основании или с учетом заключений Актов ГИКЭ принимаются важнейшие решения в сфере охраны памятников: о включении (либо отказе во включении) объектов в государственный реестр объектов культурного наследия, утверждении проектов реставрации и приспособления памятников, установлении границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов зон охраны и достопримечательных мест и т.п.

Требования законодательства предъявляемые эксперту, необходимые
практические знания и навыки экспертов.

Законодатель установил следующие требования к лицам, привлекаемым в качестве экспертов по проведению ГИКЭ:

1. Это лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, имеющие:
— высшее и/или послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности. В исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности…”;
— предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет;
— знание международных актов и законодательства РФ в области
сохранения, использования, популяризации и гос. охраны объектов культурного наследия;
— умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;
— также в качестве экспертов могут привлекаться и юридические лица, в трудовых отношениях с которым состоят не менее 3-х экспертов, обладающих вышеназванными навыками и знаниями.

Ну и, конечно, возможность работы в качестве эксперта подтверждается на основании аттестации проводимой МК РФ.

Также законодательно в Положение о ГИКЭ введены условия, при которых эксперты не могут привлекаться для проведения экспертиз в отношении тех или иных объектов. В основном эти ограничения связаны со случаями конфликта интересов, которые могут влиять на объективность выводов ГИКЭ.

Как уже сказано, регулятором, обладающим функцией контроля за соблюдением требований законодательства РФ к экспертам, а также правом проведения регулярных аттестаций (переаттестации) экспертов является Министерство культуры РФ.

В отношении подготовки кадров в сфере реставрации, в отношении экспертов необходимо более подробно остановиться на условиях работы в реставрационной сфере, которые позволяют приобрести специалисту не только формальные, фактически закладываемые образованием и стажем работы, но и практические навыки и знания, позволяющие специалисту-эксперту выполнить всестороннюю оценку объекта или экспертируемой документации.

2. Таким образом, для лиц, формирующих кадры в сфере ГИКЭ, необходимый и требуемый уровень квалификации формируется не только из начального базового образования, а главным образом из последующей практической деятельности, качество которой формирует место работы (организация).

Место работы потенциального эксперта и уровень проектов должны
обеспечить следующий опыт работ, а именно:

  • Опыт участия как в небольших, так и обязательно в крупных значимых реставрационных проектах разного типа и направленности;
  • Опыт практического участия должен состоять как из исполнительского, так и из руководящего направления деятельности, т.к. последнее позволяет выработать комплексное восприятие темы и объекта в целом;
  • Опыт ведения авторского надзора и (или) научного руководства за реализацией проектов, что обеспечивает приобретение практических знаний в оценке правильности принятых решений в проекте с точки зрения их физического исполнения;
  • Необходимо не только знание, но и постоянный мониторинг, анализ законодательства и нормативно-правовой базы в сфере объектов культурного наследия;
  • Понимание, как Мировых, так и Российских тенденций и направлений в сфере сохранения культурного наследия.

Все вышесказанное, говорит о безусловной необходимости наличия соответствующих организаций или практического сотрудничества объединений организаций, которые позволят получить названый опыт работ, т.к. в дальнейшем данные специалисты будут создавать и поддерживать уровень профессионализма и культуры в реставрационной сфере деятельности. Таким образом дополнительно подчеркивается неоспоримая важность как вузовского, так и дальнейшего рабочего практического профессионального образования, о чем в целом уже было сказано и будет произнесено еще дополнительно моими коллегами.

Усовершенствование практической деятельности и повышение уровня
квалификации экспертов, пути достижения данной задачи.

Сегодня уровень квалификации действующих экспертов во многом определяет или если не определяет, то играет существенную роль, в качестве и профессионализме, с которым осуществляется сохранение культурного наследия. Неверные действия, бездействие, неопределенность или промедление, все это оказывает только негативный эффект, а иногда имеет непоправимые последствия для памятников истории и культуры.

3. Достижение эффективности в работе может быть осуществлено только при обеспечении возможности систематизации опыта и максимально быстрого доступа к достоверной информации и данным.
Сегодня мы видим регулярное появление “острых” проблем в сфере ГИКЭ. Для ответственного решения данных вопросов, даже до их вынесения на оценку в органы охраны памятников, зачастую необходимо профессиональное коллегиальное обсуждение. Данное мероприятие также сможет снизить нагрузку на работу органов охраны памятников.

Регулярный обмен информацией и профессиональными вопросами поможет усовершенствовать методическую и нормативную базу в сфере охраны памятников.

Безусловно, с началом исполнения законодательства в части выполнения ГИКЭ, мы видим повышение качества работ по сохранению ОКН, а следовательно и в целом рост кадровой квалификации, но к сожалению, серьезно, а иногда и недопустимо упала эффективность работы.

Для исправления сложившейся ситуации требуется регулярный обмен профессиональными мнениями между экспертами и органами охраны памятников. Данная работа должна носить характер регулярного диалога, в рамках которого будут вырабатываться общие взгляды и мнения на спорные вопросы. Таким образом профессиональный диалог должен основываться исключительно на обоснованных мнениях с каждой из сторон, цель которого – повышение качества и эффективности работы.

Достижение требуемого уровня рабочего доверия между органами охраны памятников и экспертами позволит уйти от частичного взаимного замещения функций, что также несет под собой только положительный эффект.